Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования

I. Общие положения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупностьобязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования,возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования(далее — Программа).

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями,осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями(далее вместе — Организации).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законнымипредставителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейногообразования.

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации1и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правахребенка2, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценностидетства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства -понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе,без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации)и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастнойгруппы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательскойдеятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическоеразвитие ребенка.

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией исостоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования(далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребностиотдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальныхособенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным ввыборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее -индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенкаполноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества игосударства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка вразличных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка вполучении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольногообразования на основе единства обязательных требований к условиям реализацииобразовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам ихосвоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерацииотносительно уровня дошкольного образования.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в томчисле их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенкав период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации,языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в томчисле ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начальногообщего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с ихвозрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитияспособностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений ссамим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс наоснове духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществеправил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностейздорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности иответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ иорганизационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программразличной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей исостояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышениякомпетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития иобразования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольногообразования (далее — примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы инормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфередошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организациитребованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительногопрофессионального образования педагогических работников, а также проведения ихаттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитиииндивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числаязыков народов Российской Федерации. Реализация Программы на родном языке изчисла языков народов Российской Федерации не должна осуществляться в ущербполучению образования на государственном языке Российской Федерации.

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольногообразования и ее объему

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательнойдеятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста вразличных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальныхпсихологических и физиологических особенностей и должна быть направлена нарешение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее — Группы) могутреализовывать разные Программы.

2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивнойсоциализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста иопределяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольногообразования).

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для егопозитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы итворческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками исоответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собойсистему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно всоответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ3.

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребываниядетей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемыхзадач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организацияможет разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разнойпродолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Группкратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточногопребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в томчисле разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания4детей в Организации.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации испособностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующиеструктурные единицы, представляющие определенные направления развития иобразования детей (далее — образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитиеобщения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становлениесамостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности сосверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности ксвоей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формированиепозитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основбезопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательныхдействий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающегомира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малойродине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, оботечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, обособенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильнойдиалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитиезвуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство скнижной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различныхжанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетическойактивности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылокценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетическогоотношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видахискусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализациюсамостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видахдеятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнениемупражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координацияи гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системыорганизма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторикиобеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнениемосновных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладениеподвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции вдвигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение егоэлементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,при формировании полезных привычек и др.).

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит отвозрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачамиПрограммы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении,игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмахразвития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональноеобщение с взрослым, манипулирование с предметами ипознавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен истихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры ссоставными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами ивеществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры сосверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовымипредметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки,сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности,таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие видыигры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира иэкспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы ифольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и наулице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальныхпроизведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детскихмузыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формыактивности ребенка.

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательнойсреды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемойучастниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими инеобходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечиваяразвитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны бытьпредставлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участникамиобразовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной илинескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурныхпрактиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формыорганизации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ееобщего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, неболее 40%.

2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный иорганизационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть,формируемая участниками образовательных отношений.

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемыерезультаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации Программы;

принципы и подходы к формированию Программы;

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числехарактеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требованияСтандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемойучастниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей ииндивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а такжеособенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числедетей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья).

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениямиразвития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетомиспользуемых вариативных примерных основных образовательных программдошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализациюданного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализацииПрограммы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекциинарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурныхпрактик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьямивоспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точкизрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, можетвключать различные направления, выбранные участниками образовательных отношенийиз числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности,интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может бытьориентирована на:

специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которыхосуществляется образовательная деятельность;

выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы сдетьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересамдетей, а также возможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается вПрограмму, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностямиздоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образованиядетьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптацииПрограммы для указанных детей, использование специальных образовательныхпрограмм и методов, специальных методических пособий и дидактическихматериалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий иосуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направленына:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей сограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи восвоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, ихразностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей иособых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченнымивозможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной икомпенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными(комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития испецифические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным сограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела неявляется обязательным; в случае же его выделения содержание данного разделаопределяется Организацией самостоятельно.

2.11.3. Организационный раздел должен содержать описаниематериально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическимиматериалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /илирежим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

2.12. В случае если обязательная часть Программы соответствует примернойпрограмме, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примернуюпрограмму. Обязательная часть должна быть представлена развернуто всоответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует однойиз примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, можетбыть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу,позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательныхотношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткойпрезентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована народителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ПрограммаОрганизации, в том числе категории детей с ограниченными возможностямиздоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этойкатегории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программыдошкольного образования

3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования кпсихолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовымусловиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственнойсреде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитиеличности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферахсоциально-коммуникативного, познавательного, речевого,художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне ихэмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и кдругим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития дляучастников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровьядетей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) вобразовательной деятельности.

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основнойобразовательной программы дошкольного образования.

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующиепсихолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование иподдержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях испособностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы сдетьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедленияразвития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослыхс детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка иучитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детейдруг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участниковсовместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охранеи укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательнуюдеятельность.

3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми сограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия длядиагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказанияранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогическихподходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общенияи условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольногообразования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредствоморганизации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностямиздоровья.

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуальногоразвития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамкахпедагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольноговозраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей воснове их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоватьсяисключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построенияего образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей егоразвития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей),которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласияего родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решениязадач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекцииразвития детей.

3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, ихсостояния здоровья, специфики Программы.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участниковсовместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств имыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельностив разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной,познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, втом числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностями социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные)возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтныеситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного науровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальнойдеятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,общения, воображения и детского творчества, личностного, физического ихудожественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времении пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросамобразования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательнуюдеятельность, в том числе посредством создания образовательных проектовсовместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательныхинициатив семьи.

3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условиядля:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в томчисле их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законныхпредставителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числеинклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы,в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностямиздоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группахкомбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии сперечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционныхмероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностейдетей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу,должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

3.2.8. Организация должна создавать возможности:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованнымлицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкойобщественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающихреализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов,связанных с реализацией Программы.

3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки долженсоответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательныхорганизаций», утвержденным постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N28564).

3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечиваетмаксимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации,Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся нанебольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок),материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста всоответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления ихздоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечиватьвозможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разноговозраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности дляуединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования — необходимые для негоусловия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляетсяобразовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна бытьсодержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей исодержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения ивоспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в томчисле расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем(в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всехвоспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числес песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии спредметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространстводолжно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения,предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность измененийпредметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, втом числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметнойсреды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жесткозакрепленным способом употребления) предметов, в том числе природныхматериалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (втом числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскуюактивность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченнымивозможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляетсяобразовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностямиздоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основныевиды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствиевсех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности ихиспользования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числетехнические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое,спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализацииПрограммы.

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.

3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими,учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работникамиОрганизации. В реализации Программы могут также участвовать научные работникиОрганизации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовуюи хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечиваютреализацию Программы.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должнасоответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Единомквалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих,раздел «Квалификационные характеристики должностей работниковобразования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения исоциального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения исоциального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N21240).

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации иобеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а такжеособенностями развития детей.

Необходимым условием качественной реализации Программы является еенепрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работникамив течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе.

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладатьосновными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей,обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровьяв Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогическихработников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с даннымиограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающихдетям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должностисоответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей сограниченными возможностями здоровья.

3.4.4. При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья креализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогическиеработники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с даннымиограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующихпедагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивноеобразование;

при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальныеобразовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненнойситуации6, могут быть привлечены дополнительные педагогическиеработники, имеющие соответствующую квалификацию.

3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации основнойобразовательной программы дошкольного образования.

3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программывключают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическимиправилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарнойбезопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом ииндивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы(учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательнойпрограммы дошкольного образования.

3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получениегражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средствсоответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных,муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативовобеспечения государственных гарантий реализации прав на получениеобщедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающихреализацию Программы в соответствии со Стандартом.

3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны:

1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиямреализации и структуре Программы;

2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемойучастниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальныхтраекторий развития детей;

3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализацииПрограммы, а также механизм их формирования.

3.6.3. Финансирование реализации образовательной программы дошкольногообразования должно осуществляться в объеме определяемых органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечениягосударственных гарантий реализации прав на получение общедоступного ибесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются всоответствии со Стандартом, с учетом типа Организации, специальных условийполучения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья(специальные условия образования — специальные образовательные программы,методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические инаглядные материалы, технические средства обучения коллективного ииндивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации исвязи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптацияобразовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободногодоступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а такжепедагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иныеуслуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную средужизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами сограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительногопрофессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасныхусловий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы,категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательнойдеятельности, и должен быть достаточным и необходимым для осуществленияОрганизацией:

расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;

расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в томчисле приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактическихматериалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования,спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимыхдля организации всех видов учебной деятельности и создания развивающейпредметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей сограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметно-пространственнаясреда — часть образовательной среды, представленная специально организованнымпространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием иинвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии сособенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учетаособенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемыхобразовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки наактуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождениедеятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительногооборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных сподключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованиемруководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.

IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программыдошкольного образования

4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены ввиде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собойсоциально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка наэтапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства(гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов егоразвития, его непосредственность и непроизвольность), а также системныеособенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольногообразования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенкукакой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования отребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений иобусловливают необходимость определения результатов освоения образовательнойпрограммы в виде целевых ориентиров.

4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо отформ реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детейи Организации, реализующей Программу.

4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе ввиде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для ихформального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основойобъективной оценки соответствия установленным требованиям образовательнойдеятельности и подготовки детей7. Освоение Программы несопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестациивоспитанников8.

4.4. Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетомцелей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространстваРоссийской Федерации;

б) решения задач:

формирования Программы;

анализа профессиональной деятельности;

взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественностиотносительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательногопространства Российской Федерации.

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием прирешении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числев рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованиемметодов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативностидетей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством ихвключения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующиесоциально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремитсяпроявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знаетназначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеетпользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремитсяпроявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами ипросьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов иигрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях идействиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различныепроизведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные видыдвижения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляетинициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении,познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способенвыбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видамтруда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместныхиграх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет своичувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видахдеятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видамиигры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилами социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли ижелания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки всловах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеетосновными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормамповедения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях совзрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения иличной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельнопридумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном исоциальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детскойлитературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятиюсобственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видахдеятельности.

4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственностидошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований кусловиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагаютформирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности наэтапе завершения ими дошкольного образования.

4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, тоданные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, анепосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками — каксоздающие предпосылки для их реализации.

1 Российская газета, 25 декабря 1993 г.; Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.

2 Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.

3 Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

4 При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программыосуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорийдетей.

5 Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-Ф3 «Обобразовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

6 Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Обосновных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст.3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2009, N18, ст. 2151; N51, ст.6163; 2013, N 14, ст. 1666; N 27, ст. 3477).

7 С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст.2326).

8 Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *